Отбросив сдержанность, люди покупали акции по абсурдным ценам и считали это разумным, потом}’ что верили, что через месяц цены станут еще более абсурдные. Подобным же образом они не видели причин для ограничения займов и расходов. А зачем? Ведь дела идут все лучше и лучше: в Японии в период бума и пузыря инвестиции почти удвоились и банки без счета кредитовали крупные отрасли. Вот и в Америке в период 1992 – 2000 гг. сумма инвестиций на душу населения удвоилась. «В обоих случаях, – комментирует гарвардский экономист Джеффри Фрэнкел, – люди решили, что устройство экономики стало радикально иным. Люди решили, что нашли эликсир вечной молодости».
Какие еще зомби?
Проблема заключалась в том, что в последние годы «мыльного пузыря» прибыли начали сокращаться, так что предприятия не могли погасить долги. Когда активы (в форме акций и недвижимости), обеспечивающие кредит, дешевеют, страдает вся экономика. Все катится вниз – капиталовложения, занятость и потребительские расходы.
Общеизвестно, что в Америке доля корпоративных долгов в банковских кредитных портфелях не доходила до 60%, как в Японии. Главным источником средств для американских корпораций был рынок ценных бумаг, и оптимисты утверждали, что именно поэтому удастся намного быстрее восстановить равновесие. (Ликвидация одной лишь «Большой пятерки» – Enron, Worldcom, Quest, Tycoи ComputerAs sociates- уменьшила совокупную задолженность корпораций почти на полтриллиона долларов.)
В Японии стремление сохранить мечту было почти непреодолимым. Благодаря дешевому кредиту до сих пор живы компании, которым давно уже следовало бы исчезнуть. На заемные деньги компании-«зомби» до сих пор покупают производственные ресурсы и выплачивают заработную плату. Компания MatsushitaElectricalIndustrial, например, в 2001 г. потеряла более 2 млрд долл. При этом она отказывается уволить хоть одного из 130 тыс. своих работников. Японским компаниям не так уж трудно оставаться на плаву: низкий процент и мягкая кредитная политики делают выживание простым и легким.