Но Ницше упустил, что есть не только два разных вида знания, но и два разных вида рассуждения.
Первый это когда вы рассуждаете о вещах вам известных. Увидев, к примеру, что кто-то слишком высоко забрался на дерево и ветка обломилась, вы можете по аналогии заключить, что в подобной ситуации и вы, пожалуй, свалитесь с дерева. Следуя Ницше, мы назовем такого рода мышление schweruberlegen. Оно представляет собой обоснованные выводы из личного опыта или наблюдения.
Но, размышляя о войне с терроризмом или о ближайших выборах, вы используете совершенно иной мыслительный процесс. Вы думаете не о том, что вам лично известно, а о том, чего не можете знать и объяснить. Такого рода мышление мы называем lumpendenken. Открыв, к примеру, любую газету, вы с большой вероятностью наткнетесь там на что-то вроде статьи Збигнева Бжезинского в InternationalHeraldTribuneпод заголовком «Америке пора вмешаться». Вы немедленно попадаете совсем в иной мир.
Мы решительно не согласны с Бжезинским. Америка не может ни во что вмешиваться, потому что любая страна – это лишь абстракция. Американский солдат может кого-то застрелить, американский самолет может сбросить бомбу, но сама Америка это нечто слишком большое. Что бы там «Америка» ни делала, это будет деянием лишь ничтожного процента населения, а большинство американцев никакой роли играть не будут, часть из них попытается протестовать, а довольно многие далее не узнают о происходящем.
Check Also
Газон в рулонах
Чтобы привести приусадебный участок, территорию общественного или промышленного объекта в порядок, можно использовать газон в …