Современное виноградарство невозможно без использования шпалер. Шпалера (от итальянского слова spalliera – опора) представляет собой вертикальную конструкцию, поддерживающую растение, и обеспечивающую оптимальный рост и развитие куста.
Как правило, конструкция шпалеры представляет из себя ряды опор (деревянных, металлических или бетонных) с натянутыми между ними тросом или проволокой, называемой соответственно – шпалерным тросом и шпалерной проволокой. Чаще всего джут применяют для производства канатов, но спектр использования его намного больше.
Джутовые веревки и их применение.
Канаты из джута популярны в парусном спорте и другие виды различных работ осуществляются благодаря джутовым веревкам. Наименее подходящим вариантом является применение капронового (синтетического) шнура и пластиковой проволоки. Эти материалы обладают недостаточной прочностью, не способной обеспечить требуемую жесткость конструкции, особенно в период плодоношения винограда. Помимо этого, оба материала являются недолговечными и значительно теряют свои свойства со временем под воздействием атмосферных осадков и солнечного света. В частности, капроновые шнуры и проволока, после длительной эксплуатации, значительно провисают, что снижает надежность шпалеры и требует регулярного натяжения. Также, пластиковую проволоку или капроновый шнур легко случайно разрезать секатором. Применение таких материалов в шпалере, несмотря на их дешевизну, на наш взгляд, является нецелесообразным. Хотя их вполне можно использовать для подвязок, либо для шпалер небольших кустов ежевики или малины.
В качестве шпалерной проволоки может применяться стальная оцинкованная проволока и стальная проволока без покрытия. Алюминиевая проволока для этих целей не подходит – металл слишком мягкий. Как правило, применяется проволока диаметром от 2 до 3 мм. Преимуществами стальной шпалерной проволоки является ее низкая цена. Недостатки – трудоемкость ее установки и натяжения, а также низкая долговечность – стальная проволока без покрытия на открытом воздухе покроется ржавчиной уже в первый сезон. Оцинкованная проволока может послужить несколько лет. Мягкая стальная проволока, при этому, будет требовать регулярного натяжения, жесткая – требует больших затрат для формирования шпалеры.
Свойства джута.
Стальной трос и стальной трос в ПВХ-оплетке подходят намного лучше для использования в качестве шпалерного троса, по сравнению со стальной проволокой. Однако, они и стоят ощутимо выше. Кроме того, под открытым воздухом такие тросы также прослужат недостаточно долго. Оцинкованный трос начнет ржаветь в местах повреждений, потертостей на 2-3 год эксплуатации. Пластиковое покрытие под воздействием ультрафиолета потеряет свои свойства и потрескается через такое же время, что, спустя какое-то время, также приведет к коррозии стального троса. Диаметр применяемых шпалерных тросов, составляет от 2 до 4 мм. При этом, трос диаметром 3 или 4 мм, в виду, большой цены целесообразно использовать для натяжения нижнего ряда шпалеры и при больших, более 4 метров, расстояниях между опорами. В остальных случаях достаточно троса диаметром 2 мм.
Использование нержавеющего троса, в качестве шпалерного позволило бы решить вопрос долговечности шпалеры, срок службы троса из нержавеющей стали А4 составил бы несколько десятков лет. Однако, высокая стоимость нержавеющего троса делает его применение в качестве шпалерного экономически неоправданным.
И, наконец, переходим к оптимальному, с нашей точки зрения, варианту троса для шпалер – металлополимерному шпалерному тросу.***